// Росатом / ТВЭЛ
АО «ТВЭЛ» успешно продолжает программу квалификации топлива ТВС-КВАДРАТТВЭЛ организовал празднование 65-летия газоцентрифужной технологииАЭХК - лучшее предприятие Иркутской области по экологическим параметрам
Структура
отрасли
Структура
ТВЭЛ
Радиационная
обстановка

Воспоминания Ивана Николаевича Морозова, заместителя главного механика Машиностроительного завода



Разнообразный труд и есть отдых

В июне 1947 года я прибыл в Электросталь в в/ч 3270 для дальнейшего прохождения службы в Советской армии. Охрана завода была главной задачей части. Службу по охране завода закончил 19 января 1950 года, а перед демобилизацией нам разрешили заполнить анкету для работы на заводе.
9 января 1951 года – мой первый день работы на заводе. Это был цех № 2 (начальник цеха Н.С. Козлов). Обучение на аппаратчика прошел на рабочем месте под руководством мастера смены И.В. Воробьева. Смены работали напряженно, химические процессы сопровождались частым выходом из строя оборудования из-за недостаточной его стойкости в агрессивных средах. Мне хотелось лучше понимать устройство оборудования и технологию производства, поэтому в 1951 году я поступил в техникум на вечернее отделение. Работу и учебу совмещать, конечно, трудно, но при желании, которого у меня было в избытке, – возможно!
Шли годы, технологии развивались, производство росло. Тем временем в 1956 году я успешно закончил техникум и был направлен в цех № 65 (котельная завода). В это время в цехе была запущена глобальная реконструкция, начался монтаж и освоение системы газоочистки и гидравлического удаления шлаков. До этого времени данная система была малоэффективна, а шлаки на вагонетках удалялись вручную и с помощью конной тяги. Но после внедрения новых технологий значительно улучшились условия труда и сократился выброс сажи в атмосферу, и, как следствие, в нашем родном городе стало значительно чище.

Мое желание учиться и развиваться не давало мне сидеть на месте, и я поступил учиться в вечерний институт, а также приобщился к общественным работам – был избран неосвобожденным представителем цехкома и членом заводского комитета.
В 1962 году я успешно закончил институт. В это время на заводе создали отдельный сборочный цех № 59 (начальник цеха Б.И. Ермолов, позже Ю.А. Антонов), а механиком цеха –В.В. Зайцев, знакомый мне по предыдущей работе в цехе № 2. Они-то и пригласили меня в службу механика. Цех № 59 располагался в нескольких корпусах, но уже строился новый просторный корпус № 189, переезд в который осуществлялся собственными силами цеховых служб. Мы производили доработку и пуск оборудования на новом месте. Кроме основной, меня и здесь приобщили к общественной работе, избрав секретарем партбюро цеха, а потом и членом парткома. Я с благодарностью вспоминаю дружный коллектив цеха, которым руководил Ю.А. Антонов и своих сослуживцев: В.В. Зайцева, А.Н. Пименова и лучших слесарей службы: Н.А. Куракина, И.С. Большакова, А.Ф. Чайкова, А.В. Стулова и др.
В 1974 году на заводе началось строительство нового корпуса цеха № 52, мне предложили там работу заместителем начальника цеха по реконструкции. Начальник цеха в то время был В.В. Галкин. Вопросов было много, и я пытался найти лучшее их решение с привлечением проектного института. Корпус осваивался, внедрялось новое оборудование, в том числе впервые станки с ЧПУ.

В 1975 году по представлению главного механика завода В.П. Гурова я был назначен его заместителем. На новой должности мне пришлось составлять план ППР (планово-предупредительный ремонт) с привлечением ИВЦ, что для тех лет это являлось огромным технологическом достижением, и было сделано впервые. Большую помощь в этом оказал инженер ИВЦ Аксенов. ИВЦ стал выдавать график ППР для цехов завода. Это сильно облегчило работу механиков.
Позже завод заключил контракт с с институтом из ГДР на проектирование и поставку первой автоматизированной  линии сборки твэлов. Была создана специальная группа специалистов завода для рассмотрения проектных решений, которую возглавил Г.Ф. Колосовский, я был включен в эту группу от отдела главного механика. Замечаний и предложений было много, и часть из них учли в проекте и при изготовлении линии. В процессе монтажа и освоения линии нам пришлось значительно изменить отдельные ее части и узлы, например участок химической обработки, автоклавирования.
В августе 1983 года мой опыт пригодился в цехе № 46, куда я и перешел на пост главного механика цеха. В те года там начиналось внедрение новой автоматической линии.
Работая на разных участках, я старался делать полезное и нужное дело.
На заводе работали и работают родные и близкие: дочь Татьяна Ивановна Степашина работала в цехе общепита заместителем начальника, сейчас на заслуженном отдыхе; внук Алексей Анатольевич Морозов работает в цехе № 48 аппаратчиком; внук Дмитрий Сергеевич Степашин работает в цехе № 39 аппаратчиком; сноха Елена Сергеевна Морозова работает в цехе № 57 лаборантом.
Завод меня вырастил и направил по правильному пути. В моей трудовой книжке десятки благодарственных записей, в том числе награда министра – именные часы.
На заслуженном отдыхе я не скучаю без дела, а увлеченно занимаюсь садом-огородом. Ведь разнообразный труд – и есть отдых.
Спасибо МСЗ и его людям!