// Росатом / ТВЭЛ
В Росатоме создан отраслевой интегратор для развития аддитивных технологийРосатом и Иркутская область активизируют работу по созданию Индустриального парка на площадке АЭХКНа ЭХЗ экономический эффект от внедрения предложений по улучшениям превысил 37,3 млн рублей
Структура
отрасли
Структура
ТВЭЛ
Радиационная
обстановка

Воспоминания Ивана Николаевича Морозова, заместителя главного механика Машиностроительного завода



Разнообразный труд и есть отдых

В июне 1947 года я прибыл в Электросталь в в/ч 3270 для дальнейшего прохождения службы в Советской армии. Охрана завода была главной задачей части. Службу по охране завода закончил 19 января 1950 года, а перед демобилизацией нам разрешили заполнить анкету для работы на заводе.
9 января 1951 года – мой первый день работы на заводе. Это был цех № 2 (начальник цеха Н.С. Козлов). Обучение на аппаратчика прошел на рабочем месте под руководством мастера смены И.В. Воробьева. Смены работали напряженно, химические процессы сопровождались частым выходом из строя оборудования из-за недостаточной его стойкости в агрессивных средах. Мне хотелось лучше понимать устройство оборудования и технологию производства, поэтому в 1951 году я поступил в техникум на вечернее отделение. Работу и учебу совмещать, конечно, трудно, но при желании, которого у меня было в избытке, – возможно!
Шли годы, технологии развивались, производство росло. Тем временем в 1956 году я успешно закончил техникум и был направлен в цех № 65 (котельная завода). В это время в цехе была запущена глобальная реконструкция, начался монтаж и освоение системы газоочистки и гидравлического удаления шлаков. До этого времени данная система была малоэффективна, а шлаки на вагонетках удалялись вручную и с помощью конной тяги. Но после внедрения новых технологий значительно улучшились условия труда и сократился выброс сажи в атмосферу, и, как следствие, в нашем родном городе стало значительно чище.

Мое желание учиться и развиваться не давало мне сидеть на месте, и я поступил учиться в вечерний институт, а также приобщился к общественным работам – был избран неосвобожденным представителем цехкома и членом заводского комитета.
В 1962 году я успешно закончил институт. В это время на заводе создали отдельный сборочный цех № 59 (начальник цеха Б.И. Ермолов, позже Ю.А. Антонов), а механиком цеха –В.В. Зайцев, знакомый мне по предыдущей работе в цехе № 2. Они-то и пригласили меня в службу механика. Цех № 59 располагался в нескольких корпусах, но уже строился новый просторный корпус № 189, переезд в который осуществлялся собственными силами цеховых служб. Мы производили доработку и пуск оборудования на новом месте. Кроме основной, меня и здесь приобщили к общественной работе, избрав секретарем партбюро цеха, а потом и членом парткома. Я с благодарностью вспоминаю дружный коллектив цеха, которым руководил Ю.А. Антонов и своих сослуживцев: В.В. Зайцева, А.Н. Пименова и лучших слесарей службы: Н.А. Куракина, И.С. Большакова, А.Ф. Чайкова, А.В. Стулова и др.
В 1974 году на заводе началось строительство нового корпуса цеха № 52, мне предложили там работу заместителем начальника цеха по реконструкции. Начальник цеха в то время был В.В. Галкин. Вопросов было много, и я пытался найти лучшее их решение с привлечением проектного института. Корпус осваивался, внедрялось новое оборудование, в том числе впервые станки с ЧПУ.

В 1975 году по представлению главного механика завода В.П. Гурова я был назначен его заместителем. На новой должности мне пришлось составлять план ППР (планово-предупредительный ремонт) с привлечением ИВЦ, что для тех лет это являлось огромным технологическом достижением, и было сделано впервые. Большую помощь в этом оказал инженер ИВЦ Аксенов. ИВЦ стал выдавать график ППР для цехов завода. Это сильно облегчило работу механиков.
Позже завод заключил контракт с с институтом из ГДР на проектирование и поставку первой автоматизированной  линии сборки твэлов. Была создана специальная группа специалистов завода для рассмотрения проектных решений, которую возглавил Г.Ф. Колосовский, я был включен в эту группу от отдела главного механика. Замечаний и предложений было много, и часть из них учли в проекте и при изготовлении линии. В процессе монтажа и освоения линии нам пришлось значительно изменить отдельные ее части и узлы, например участок химической обработки, автоклавирования.
В августе 1983 года мой опыт пригодился в цехе № 46, куда я и перешел на пост главного механика цеха. В те года там начиналось внедрение новой автоматической линии.
Работая на разных участках, я старался делать полезное и нужное дело.
На заводе работали и работают родные и близкие: дочь Татьяна Ивановна Степашина работала в цехе общепита заместителем начальника, сейчас на заслуженном отдыхе; внук Алексей Анатольевич Морозов работает в цехе № 48 аппаратчиком; внук Дмитрий Сергеевич Степашин работает в цехе № 39 аппаратчиком; сноха Елена Сергеевна Морозова работает в цехе № 57 лаборантом.
Завод меня вырастил и направил по правильному пути. В моей трудовой книжке десятки благодарственных записей, в том числе награда министра – именные часы.
На заслуженном отдыхе я не скучаю без дела, а увлеченно занимаюсь садом-огородом. Ведь разнообразный труд – и есть отдых.
Спасибо МСЗ и его людям!