// Росатом / ТВЭЛ
ЧМЗ возглавил рейтинг Госкорпорации «Росатом» по энергосбережениюНа УЭХК открылся учебный полигон для закрепления навыков работы на высотеИнспекторы МАГАТЭ прошли обучение на предприятиях топливного дивизиона Росатома
Структура
отрасли
Структура
ТВЭЛ
Радиационная
обстановка

СМИ о компании

Учительская газета, 05.11.2019. Среда социального согласия


06.11.2019, 09:34


Атомная энергетика заботится о воспитании профессиональных кадров для отрасли со школьной скамьи
Топливная компания Росатома "ТВЭЛ" - один из ведущих игроков мирового рынка ядерного топлива для атомных электростанций. Ее предприятия находятся в 10 регионах России. Ряд из них располагаются в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) - Северске (Томская область), Новоуральске (Свердловская область), Зеленогорске (Красноярский край), а также в моногороде Глазове (Удмуртская Республика). "ТВЭЛ" оказывает самую различную поддержку городам в развитии социальной среды.
При поддержке предприятий топливной компании в школах и учреждениях дополнительного образования городов присутствия Ангарска, Глазова, Зеленогорска, Коврова, Новоуральска, Северска, Электростали развиваются направления обучения и подготовки по инженерным и конструкторским специальностям. Важной частью взаимодействия является помощь в приобретении современного лабораторного оборудования, на котором педагоги могут осуществлять современные демонстрации, а учащиеся - выполнять школьные лабораторные практикумы и вести проектно-исследовательскую работу. Такая углубленная подготовка поможет учащимся успешнее выступать на олимпиадах, конкурсах, смотрах научных достижений школьников, на соревнованиях юных профессионалов по системе WorldSkills. В дальнейшем выпускники "атом-классов" смогут продолжить свое образование в профильных технических вузах.
В этом году "ТВЭЛ" объявила о запуске в регионах нового образовательного проекта. О необходимости серьезных финансовых вложений в образование и инфраструктуру закрытых городов, о воспитании гражданственности путем вовлечения детей и подростков в улучшение условий окружающей их жизни, об ответственности бизнеса перед подрастающим поколением - в интервью с руководителем проекта по созданию среды социального согласия акционерного общества "ТВЭЛ" Юрием КРИВОВЫМ.
- Юрий Иванович, в основательной, крепко сбитой и очень продуманной программе по поддержке школ и учреждений дополнительного образования, реализуемой топливной компанией "ТВЭЛ" на территориях присутствия, появился новый "Детский форсайт". В чем его отличие от "атом-классов", школьных технопарков и других образовательных проектов?
- Главная цель нового проекта состоит в том, чтобы вовлечь подрастающее поколение в улучшение условий окружающей их жизни. Похожие проекты уже реализуются в России в партнерстве бизнес-структур и некоммерческих организаций в ряде территорий. Эти программы показались нам интересными и созвучными нашим стремлениям не только добиться повышения интереса школьников к дисциплинам естественно-математического цикла, их эффективной профориентации, но и обеспечить им качественную социализацию ради развития интеллектуального потенциала и воспроизводства человеческого капитала атомградов. Мы исходим из того, что дети, вовлеченные в идентификацию и решение местных проблем, принимающие сегодня непосредственное участие в созидании будущего своих городов, будут более мотивированы после получения профессионального образования самореализовываться в логике русской пословицы "Где родился, там и пригодился".
Проект "Детский форсайт" родился в результате объединения наших усилий с Фондом социальных инвестиций и Агентством стратегических инициатив. Напомню, что летом этого года в рамках Петербургского международного экономического форума топливная компания "ТВЭЛ" и Агентство стратегических инициатив подписали соглашение о сотрудничестве в реализации стратегической инициативы "Кадры будущего для регионов", имеющей много общего с нашим проектом.
- Расскажите, пожалуйста, о смыслах и вариативности нового образовательного проекта.
- Для детей он станет первым опытом самостоятельной проектной деятельности. После соответствующей подготовительной работы с нашими тренерами они должны будут предложить городу свою идею по улучшению качества жизни, бизнес-идею или социально значимую инициативу, сформировать команду проекта, привлечь при необходимости партнеров от бизнеса и власти, аккумулировать нужные ресурсы, используя механизмы фандрайзинга и краудфандинга. Диапазон задач может быть самым широким: от совершенствования коммунальной или транспортной инфраструктуры, благоустройства общественных пространств и создания новых площадок для досуга подростков и юношества до разработки проектов по оказанию помощи пожилым людям, экологических инициатив или решения проблем бездомных животных. Непременно в предлагаемых проектах должна присутствовать альтруистическая подоплека - как и что сделать, чтобы принести пользу скорее окружающим, нежели себе.
Благодаря проекту ребята смогут получить возможность актуализировать приобретаемые в школах знания, обрести новые навыки, примерить на себя различные роли и функции. А для педагогов и администраций городов эти идеи школьников станут своего рода подсказками к тому, каким должен быть город, чтобы молодые люди захотели в него вернуться после учебы в вузе.
В октябре программа "Детский форсайт" стартовала в Глазове и Зеленогорске, где состоялись обучающие семинары для педагогов по технологии детских форсайтов, а также двухдневные форсайт-сессии со школьниками, на которых они начали разработку собственных проектных идей. Программный цикл рассчитан на учебный год, и его завершающим мероприятием станет фестиваль "Город своими руками", где команды представят горожанам и властям информацию о реализованных проектах, а наиболее ярко проявившие себя в проекте ребята будут поощрены путевками в МДЦ "Артек".
- Будет ли этот проект тиражироваться в других городах присутствия закрытых административно-территориальных образований топливной компании?
- Да, конечно! В этом году "Детский форсайт" запускается в качестве пилота в Глазове и Зеленогорске, а с 2021 года планируем внедрить его в Северске и Новоуральске, а также, возможно, в Электростали. В этом проекте мы видим много объединяющих гуманитарных смыслов и убеждены в его актуальности.
- Юрий Иванович, далеко не в каждой бизнес-структуре можно найти топ-менеджера, которому делегировано создание среды социального согласия. Расскажите, пожалуйста, как выстраиваются планы в области реализации социальных проектов в сфере развития образовательных технологий и как локальные образовательные проекты, инициированные вашей компанией, коррелируются с государственными образовательными программами.
- Сегодня одну из своих главных задач мы видим в том, чтобы стимулировать вовлечение локализованных в наших городах образовательных организаций в мероприятия национального проекта "Образование", который мы наряду с другими национальными проектами рассматриваем как дополнительный ресурс для развития закрытых административно-территориальных образований. Топливная компания выступает гарантированным внебюджетным инвестором, в случае если колледжи, школы, учреждения дополнительного образования или детские сады принимают участие и побеждают в конкурсах нацпроекта "Образование" на получение грантов или субсидий федерального бюджета. Приведу пример. В феврале этого года был объявлен конкурс в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" на создание высокотехнологичных мастерских по стандартам WorldSkills в организациях СПО. Мы провели необходимую работу в кооперации с Северским промышленным колледжем. Он прошел все этапы конкурса и победил, получив субсидию более 24 млн рублей на создание пяти мастерских по информационным технологиям. Со стороны "ТВЭЛ" колледжу было направлено 2 млн рублей, и уже сейчас отремонтированные в соответствии с брендбуком, оснащенные современным оборудованием и мебелью аудитории СПК готовы принять учащихся.
- Какие еще новые образовательные проекты на подходе?
- Мы оказываем помощь городам в реализации новой модели дополнительного образования детей - создании детских технопарков "Кванториум", нацеленных на формирование инженерного мышления и навыков технопредпринимательства у детей и подростков. В числе победителей федерального и регионального конкурсов - город Глазов, поэтому именно здесь к 2021 году решено создать "Кванториум". Мы выступим бизнес-партнером, направив в проект сумму, равную 20% средств от суммы бюджетных инвестиций. Как и все образовательные и социально значимые проекты, он будет развиваться, и уже в 2022 году при нашей поддержке "Кванториумы" по версии "стандарт" появятся в Зеленогорске и Электростали. Благодаря активному участию в проекте губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева и АО "ТВЭЛ" "Кванториум-мини" уже в следующем году откроется в Новоуральске.
Помимо этого в рамках все того же национального проекта "Образование" сформирован план создания центров цифрового образования детей по программам, направленным на ускоренное освоение актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий. Такие центры, так называемые IT-кубы, появятся в 2022 году в Северске и Глазове. До конца этого года центр цифрового образования откроется и в Электростали. В этом и каждом другом проекте будет, безусловно, обеспечена поддержка топливного дивизиона Росатома.
- "Учительская газета" не раз рассказывала об уникальном опыте вашей компании в области развития системы образования, профориентации и очень продуманной, всегда нацеленной в завтрашний день кадровой политике, которая выстроена для будущих успешных специалистов начиная с детского сада. Об ее эффективности красноречивее всего говорит статфакт: более 70% выпускников школ и лицеев из городов присутствия компании "ТВЭЛ" выбирают технические специальности, поступают в ведущие технические вузы страны и возвращаются на предприятия своих городов, где их всегда ждут.
Топливная компания выступает гарантированным внебюджетным инвестором, в случае если колледжи, школы, учреждения дополнительного образования или детские сады принимают участие и побеждают в конкурсах нацпроекта "Образование" на получение грантов или субсидий федерального бюджета.
Дети, вовлеченные в идентификацию и решение местных проблем, принимающие сегодня непосредственное участие в созидании будущего своих городов, будут более мотивированы после получения профессионального образования самореализовываться в логике русской пословицы "Где родился, там и пригодился".